ГОД КАРЕЛЬСКИХ РУН – SORMET SORMIEN LOMAHAN
Voi veijon sulosanańe,
Sulo suińen äit'in poika,
Kahen kasvi kumppalińi,
Ruvekkamas laulamaha,
Soakamas sanelomahe
Hyvän toiseni keralla,
Kahen kasvin kumppalina.
Pankamas käjet kätehe,
Haka toisehen hakaha,
Sormet sormien lomaha...
Часть руны, записанной A.A. Borenius в 1877 году в Vuokkiniemi от Lukkańi Huotari. Источник: Suomen Kansan Vanhat Runot : https://skvr.fi/
haga (~ peigalohaga) peukalon ja etusormen välinen kulma. Rukaj
Очень загадочный текст… Давай положим руку в руку, сложим вместе дуги двух рук (кистей рук) между большим и указательным пальцем, пальцы одной руки вставим между пальцами другой руки… Какой-то замок получается. Почему-то все решили, что это руки разных людей. А если это руки одного человека, сложенные в замок, и этого человека погружают в транс для общения с … Здесь можно остановиться неспециалистам.
Известная поза рунопевцев, завладевшая умами почитателей «Калевалы» благодаря чудесным иллюстрациям, была незнакома исполнителям рун в Карелии. Об этом пишет Унелма Конкка в комментариях к книге «Путешествия Элиаса Лённрота»: «Стр. 134. - Как установлено исследованиями, Лённрот, описывая исполнение рун вдвоем взявшись за руки, повторяет рассказ Портана, который наблюдал такую манеру исполнения в центральной Финляндии. В Карелии никем из собирателей подобная манера не зафиксирована . Имеются фотографии XIX в., на которых рунопевцы сидят, взявшись за руки, но это инсценировано фотографами; сами же певцы говорили , что такая поза при исполнении рун им незнакома».
У. Конкка упоминает постановочное фото К. Инха, на котором изображены братья Яманены из Ухты. Сам Инха комментировал фото так: «Они согласились и на то, чтобы я сфотографировал их в той позе («подадим друг другу руки, крепко сцепим наши пальцы»), в которой, по рассказам Леннрота, певцы раньше состязались, хотя эта манера пения и была братьям незнакома».
Портан описывал разные способы исполнения рун, зафиксированные им в Финляндии (не в Карелии). В одном случае он пишет о том, что исполнители садились друг против друга, касаясь коленями (например, левое колено одного рунопевца соприкасалось с правым коленом другого), руками при этом они опирались на собственные колени, при исполнении рун они также покачивались вперед-назад («как если бы один хотел дотянутся головой до головы другого»). Согласно другому описанию, они подавали друг другу только правые руки.
Пение тоже было весьма оригинальным. Первый рунопевец исполнял первые три строчки руны, на последнем слоге третьей строки к нему присоединялся второй рунопевец, который затем один пропевал четвертую строчку. На последнем слоге четвертой строчки к нему снова присоединялся первый исполнитель. Второй певец нужен был для того, чтобы «дать отдохнуть» первому. Как-то так…
В любом случае, современные варианты самодеятельного рунопевчества мало напоминают описанные собирателями финских рун варианты. Информация об исполнении карельских рун, «взявшись за руки», отсутствует. Но если все же есть тяга к заимствованию финского варианта, хотелось бы, чтобы это приближалось к оригиналу. Специалисты всех стран, пожалуйста, присоединяйтесь к процессу! Да, и девушек с женщинами просьба не беспокоиться – они так руны никогда не исполняли.
Еще рун:
Oi veio sulo sananen,
Sulosuinen äitin poika,
Ruvetkaamme laulamahan,
Pankaame käsi kätehen,
Sormet sormien lomahan,
Kerittämmä pään kerältä!
Руна, записанная Элиасом Лённротом в 1835 году в Uhtua (Ухта, современная Калевала) от Varahvontta Sirkeińi l. Jamala. Источник: Suomen Kansan Vanhat Runot : https://skvr.fi/
Veli kulta, veto kaunis,
Suullinen sanolliseni,
Kielellinen kumppalini,
Jokos laululle lähemmä,
Virtten töille tüöntynemmä?
Pannemma käten kätehen,
Lihan toisehen lihahan,
Sormet soittajan mukahan.
Часть руны, записанной A. Genetz в 1872 году в Kouta от Matti Kemppańe из Hyrynsalmi. Источник: Suomen Kansan Vanhat Runot : https://skvr.fi/